Ведомственное лицензирование. Поставщики ПО засмотрелись на госсектор

27.02.2009

В последние два года на российском и, в частности, на петербургском рынке вопросы лицензирования программного обеспечения приобрели актуальность для любых организаций – как коммерческих, так и бюджетных. При этом если первые вследствие кризиса в последние месяцы сократили затраты на ИТ (сюда относятся и затраты на лицензии), то спрос со стороны государственных учреждений только возрастает, что делает ведомственный сектор одним из приоритетных для ИТ-провайдеров с точки зрения стабильности заказов.

Лидирующим поставщиком ПО в России продолжает оставаться корпорация Microsoft. Поэтому программы лицензирования эксперты склонны рассматривать на примере предложений данного поставщика. В целом программа, адресованная государственному сектору, у Microsoft носит название Open Government. В ее основе лежит стандартная схема корпоративного лицензирования Open License с набором дополнительных возможностей. Программа Open Government учитывает ограничения на выделение бюджета, которые не позволяют госструктурам единовременно заказывать все необходимое ПО, поэтому предполагает закупку небольших партий программ в течение нескольких лет. По условиям программы государственное учреждение составляет план-прогноз, согласно которому и будет производиться приобретение ПО – только в случае выполнения данного плана компания получит скидки, которые, следует отметить, весьма существенны. Программой Open Government могут воспользоваться все государственные организации, однако она наиболее востребована в среде крупных государственных структур, таких как городские и региональные администрации, федеральные органы – т. е. организации, финансовое положение которых позволит выкупить указанное в договоре число лицензий в течение определенного срока.

Помимо Open Government, государственные учреждения могут воспользоваться большинством других схем, которые Microsoft предлагает корпоративным клиентам. По мнению специалистов петербургской компании «Поликом Про», которая активно работает в секторе поставок лицензионного ПО, многие из них в реальности оказываются более привлекательными для ряда предприятий госсектора. В числе наиболее востребованных решений – программа Open License (OL) – она подразумевает приобретение постоянных лицензий с неограниченным сроком действия, однако выдается только на ту версию программы, которая актуальна на момент покупки. Для участия в программе необходимо заказать минимум пять лицензий на продукты Microsoft в любом наборе. Следующая программа – Open Value Subscription (OVS) – предполагает сдачу программного обеспечения в аренду и представляет собой подписку на использование софта с ограниченным сроком действия лицензии. В данном случае клиент оплачивает права на использование ПО ежегодно, в течение трех лет. По истечении трехлетнего соглашения OVS можно продлить либо выкупить лицензии в постоянное пользование. Как отмечают в «Поликом Про», такая схема особенно актуальна в период экономической нестабильности, поскольку дает возможность заказчику корректировать затраты на ПО в течение срока действия соглашения.

Еще две программы – Enterprise Agreement (EA) и Enterprise Agreement Subscription (EAS) – предполагают оплату за использование ПО в виде ежегодных платежей. Основная разница между EA и EAS заключается в том, что в рамках первого соглашения лицензии приобретаются в постоянное пользование, а второе предполагает использование софта лишь в течение срока действия соглашения. Таким образом, EA является по своей сути приобретением программных продуктов в рассрочку, тогда как EAS больше подходит организациям, предпочитающим арендовать ПО, внося ежегодную плату за его использование. В «Поликом Про» отметили, что эти два типа программ особенно популярны среди предприятий государственного сектора – в большей степени они востребованы в проектных организациях, а также предприятиях типа ГУП, ФГУП и т. п.

Говоря о схемах лицензирования в государственном сегменте, следует отметить программы, разработанные Microsoft для учебных заведений. В их числе Academic Open License, предназначенная для учебных заведений, приобретающих постоянные лицензии для использования на пять и более ПК, а также Academic and School Agreement, адресованная как высшим учебным заведениям, так и школам.

Процесс лицензирования госорганизаций, а также академических учреждений включает ряд стандартных процедур: аудит существующего ПО, анализ потребностей заказчика, разработка оптимальной схемы лицензирования, поставка ПО. На первом этапе ИТ-провайдер осуществляет полную инвентаризацию уже существующего ПО. Среди факторов, затрудняющих данный процесс, – тотальное отсутствие в государственных учреждениях систем учета и контроля лицензий, какие активно применяются, например, в коммерческих предприятиях.

После проведения аудита ИТ-провайдер формирует заявку по необходимому ПО в соответствии с тендерными требованиями и требованиями корпорации Microsoft. В случае если организация планирует воспользоваться программой Open Government, в дополнение к этому составляется упомянутый выше план-прогноз. Далее заказ выставляется на тендер. Напомним, что на сегодня все государственные тендеры аккумулируются на интернет-портале Goszakaz.ru, который был запущен в 2008 году. Важно отметить, что в случае с организациями, использующими программу Open Government, ИТ-провайдер, победивший в тендере, оказывает полное сопровождение поставок, а также ведет учет продуктов, которые необходимо докупать.

«Есть несколько важных нюансов в лицензировании государственных организаций, которые клиенты зачастую не учитывают. Например, предприятию госсектора перед приобретением лицензий рекомендуется обратиться в администрацию своего головного ведомства, чтобы уточнить наличие авторизационного номер лицензианта, который выдается Microsoft. Если он есть, то это позволит получить дополнительные значительные скидки», – рассказал специалист по лицензированию ПО компании «Поликом Про» Константин Никитин.

Одна из особенностей, с которой сталкиваются ИТ-провайдеры, занимающиеся лицензированием софта в госсекторе, заключается в ограниченном бюджете таких организаций, что вынуждает их использовать постоплатную систему расчетов – в среднем от старта проекта до момента его оплаты проходит порядка трех месяцев. Это вызывает некоторые сложности в работе дистрибьютора, который, как правило, вынужден оплачивать закупку софта напрямую у вендора по факту. Компании по-разному решают такие проблемы – например, используют такие схемы, как беспроцентный кредит, замораживание цен и др.

Напомним, что в Петербурге в сегменте корпоративного лицензирования в настоящее время работают несколько компаний, крупнейшими среди которых являются «Поликом Про», «СофтЛайн», «Астрософт» и др. По словам руководителя регионального представительства компании «СофтЛайн» в СЗФО Владимира Пирогова, активность госструктур в области лицензирования стремительно возрастает. «Государство в течение долго времени достаточно активно проводило борьбу с пиратством в области использования программных средств. Нельзя с одной стороны заниматься такой работой, а с другой – использовать нелицензионное ПО самому. Это противоречит и букве закона, и морали. Поэтому в данный момент именно госпредприятия активно закупают лицензионный софт», – сообщил Владимир Пирогов.

По оценкам компании «Поликом Про», на долю предприятий государственного сектора в компании приходится порядка 25 % от общего числа продаваемых лицензий. Среди крупных клиентов компании: Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет, Институт культуры, «Метрополитен», ГУП «Водоканал», ЦКБ «Рубин», а также еще несколько десятков госучреждений, работающих в сфере городского хозяйства, транспорта, геодезии и т. п. При этом, как отметили специалисты интегратора, список вендоров, чье ПО поставляет «Поликом Про», составляет около 30 наименований, и госпредприятия заинтересованы не только в Microsoft, но и, например, в ПО для обеспечения информационной безопасности («Лаборатория Касперского», TrendMicro и т. д.).

Как рассказал Николай Платонов, представитель молодой петербургской ИТ-компании «Лигал Софтвэйв», нацелившейся именно на рынок поставок лицензионного ПО, помимо существующих лидеров рынка в Петербурге работают несколько «темных лошадок», которые участвуют исключительно в тендерах и сообщения о которых редко попадают в прессу. Кроме того, на рынок Петербурга нацелились и региональные компании, в частности, первые поставки провела удмуртская Legsoft, и, кроме того, к Северной столице присматривается «Инстанта Дистрибьюшн» из Ростова-на-Дону – в рамках своего регионального развития.

Также достаточно часто в списках победивших можно видеть гостей из Москвы. Московские компании также отмечают увеличившийся спрос на услуги ИТ-провайдеров со стороны госучреждений. «Предприятия госсектора начали активный процесс лицензирования с 2007 года. Сейчас он сохраняется в активной фазе как у коммерческих предприятий, так и в государственных органах. В госорганах интерес к лицензированию ПО в первую очередь обусловлен стремлением государства к вступлению в ВТО, а коммерческие предприятия это делают в большинстве своем, чтобы избежать рисков проверок со стороны контролирующих органов, а также в стремлении к выходу на IPO. Немаловажную роль в этом процессе играет и изменение самого сознания у людей. Ведь сам факт нелицензионного использования ПО сейчас считается чем-то неординарным», – сообщил руководитель группы продаж Microsoft компании «АйТи» Евгений Воробьев (напомним, что у этого игрока в Петербурге работает представительство).

Сейчас игроки ведут в основном поставки по уже заключенным договорам – госпредприятия пока «заморозили» формирование новых заказов. «За прошедший с Нового года месяц ни одно из госучреждений Петербурга не проводило открытых торгов по закупкам программного обеспечения. Причин тут довольно много. Две основных, на мой взгляд, – это невозможность оценить реальные закупочные цены в рублях, т. к. они напрямую привязаны к доллару, а вторая – это то, что с начала года происходит серьезная «перекройка» бюджетов. С академическими организациями, как мне кажется, ситуация немного лучше, т. к. объемы лицензирования, как правило, в разы меньше и курс доллара соответственно не так сильно влияет. Плюс многие академические организации являются негосударственными, что позволяет им подходить более гибко к вопросу», – говорит Николай Платонов. Тем не менее, как резюмируют в «Поликом Про», по истечении некоторого времени процесс поставок возобновится. «Государственный сектор останется одним из наиболее привлекательных для поставщиков лицензионного ПО. Он включает в себя достаточно большой сектор потребителей – от чисто государственных предприятий до вузов и ФГУП – и сейчас напрямую заинтересован в лицензировании. Поэтому поставщики будут активно работать с этим сегментом и предлагать новые модели взаимодействия. Что касается нас, то мы, в частности, предприняли такие шаги, как выделение этого сектора и соответствующих специалистов в отдельное направление. Мы рассчитываем, что это позволит нам более внимательно учитывать специфику государственных заказчиков», – сообщил Константин Никитин.

Источник: Информационный портал SPBIT


Возврат к списку

Подписаться на новости


Закажите семинар по ИТ-аутсорсингу


Аутсорсинг

Обеспечим безотказную работу вашей ИТ-инфраструктуры

Консультация и заказ

                

Решение для банков

Фильтрация web-трафика и потока электронной почты, защита от утечек информации и поведенческий анализ в едином решении для банков от 500 ПК.

Комплексное решение реализовано на базе продуктов и технологий компании Forcepoint, ранее известной как Websense, и решает следующие задачи:

  • защита от атак и вредоносного кода по сетевым каналам
  • защита периметра сети компании
  • безопасное использование веб ресурсов, защита от фишинга
  • защита от спама
  • защита от утечек данных, инсайдеров
  • оптимизация рабочего времени сотрудников
  • единая панель управления

Комплексный подход – это:

  • решение разных задач по информационной безопасности продуктами одного производителя,
  • оптимизация затрат на безопасность,
  • учет и контроль приобретаемых лицензий на продукты.

Пример внедрения комплексной системы фильтрации корпоративного трафика