Алексей Соболев. Что такое «аутсорсинг»?

25.11.2005

В настоящее время на слуху много «модных» словечек. Одним из них является слово «аутсорсинг». Пользуются этим словом направо и налево, подразумевая совершенно разные вещи.

Попробуем определиться, что же это такое. Дословно, в переводе с английского, «outsourcing» означает «удаленный источник» или привлечение ресурсов извне.

Формально «аутсорсинг» – это передача стороннему подрядчику некоторых бизнес-функций или частей бизнес-процесса компании. Соответственно «ИТ-аутсорсинг» – передача предприятием части функций по управлению и поддержке собственных информационных ресурсов внешней фирме.

«У каждого в шкафу есть свое привидение», – говорят англичане, когда речь заходит о необоснованных страхах. Одним из таких «привидений» в области аутсорсинга ИТ-функций является для руководства предприятий боязнь утечки конфиденциальной информации.

Компания Digital Research провела масштабное исследование, направленное на выявление каналов утечки информации в компаниях, использующих услуги аутсорсинга. Оказалось, что 59% конфиденциальной информации теряется по вине штатных сотрудников компаний, не умеющих держать язык за зубами. Но и 41% информации был потерян вовсе не из-за «продажных» поставщиков услуг, а по вполне банальным причинам бытовой халатности, как-то: потеря ноутбуков, кейсов с документацией и т. п. Приведенная статистика говорит, что вероятность потери конфиденциальной информации при работе с профессиональными поставщиками услуг пренебрежимо мала.

Штатными сотрудниками предприятия функция защиты информации часто воспринимается как навязанная и необязательная. Бывает, что на предприятии, где существует собственная ИТ-служба, права доступа нарушаются из-за неформальных дружеских связей ИТ-менеджеров с сотрудниками других подразделений предприятия.

К администраторам часто обращаются с просьбой дать дополнительные права в системе аргументируя это вполне понятными доводами. Например, автору этих строк в его бытность системным администратором не раз приходилось слышать просьбы от коллег дать им на время административные права, дабы они могли вечером или в выходной «поставить (переставить) софт» на рабочих машинах. Порой администратору очень сложно отказать коллеге, особенно когда тот не последний человек в компании.

Для обслуживающей ИТ-компании предоставление ИТ-услуг есть средство выживания, т.е. от качества этих услуг зависит наличие компании на рынке. Поэтому такие компании довольно жестко подходят к выбору персонала. Работающие с клиентами инженеры должны иметь не только очень высокий уровень технической экспертизы, подтвержденный поставщиками технологий (Microsoft, например), но и уметь соблюдать дисциплину и корпоративные нормы этики.

Почему «аутсорсинг»?

Что же заставляет компании прибегать к услугам сторонних специалистов? В первую очередь, это экономическая целесообразность.

Популярный журнал Wired в своей «Энциклопедии новой экономики» определил аутсорсинг как новую стратегию управления: «Заниматься не тем, что можешь сделать лучше всего, а тем, что можешь купить выгоднее всего».

Рассмотрим простой пример. Небольшая компания имеет локальную сеть из 5-30 компьютеров, которые требуют администрирования. Перед компанией стоит дилемма: нанять администратора или прибегнуть к услугам сторонней компании.

В случае найма штатного сотрудника кроме заработной платы для него необходимо организовать рабочее место, для чего необходимы: компьютер, телефон, коммуникационные розетки для их подключения. Новому сотруднику нужны как минимум стол и стул. Далее, на него будет приходиться какая-то часть платежей за Интернет-канал, коммунальные услуги, часть арендной платы на помещения. За него надо платить налоги (социальный, подоходный), ему положены отпускные, возможны какие-то социальные бонусы (медицинская страховка и т.д.).
Далее, каким бы хорошим специалистом нанимаемый администратор не был, его квалификацию необходимо поддерживать, т.е. периодически оплачивать его обучение. К примеру, повышение квалификации инженера по Windows NT 4.0 до уровня Windows 2000 обойдется компании примерно в $1500. Кроме самих операционных систем компания использует множество другого системного и прикладного программного обеспечения, грамотное обслуживание которые также требует обучения.

В итоге получается, что на самом деле администратор с окладом $400-500 в месяц будет обходиться компании в два-три раза дороже.

Использование же услуг сторонних специалистов позволит сэкономить значительные средства.

Другой причиной использования сторонних специалистов при внедрении того или иного решения может быть жесткое ограничение по срокам внедрения. Например, компания открывает новое направление бизнеса или же ее структура становится распределенной. Такие изменения требуют серьезной модификации информационной системы. Перенос же сроков реализации проекта может привести к потере конкурентного преимущества.

Еще пример из практики. У крупной производственной компании в силу низкой устойчивости и плохой масштабируемости информационной системы появилась срочная потребность во внедрении кластерного инфраструктурного решения. Очевидно, что имеющийся ИТ-персонал в силу отсутствия необходимого опыта не сможет внедрить такое решение в сжатые сроки. Единственно правильный выход в этом случае – использование услуг сторонних ИТ-консультантов.

Третьей причиной использования сторонних консультантов может быть наличие соответствующих требований свыше. Например, довольно часто западные компании, имеющие небольшие представительства в России предписывают последним заключать договоры на сопровождение ИС с местными ИТ-компаниями. Такие госструктуры как территориальные управления Санкт-Петербурга обязаны сейчас также заключать договоры на сервисное обслуживание компьютерной техники с местными ИТ-компаниями.

Следующей причиной могут быть ограничения на штат или фонд заработной платы. Последнее характерно для госучреждений, которые не могут себе позволить нанять квалифицированных сотрудников в штат, однако способны заключить договор со сторонней организацией.

Решение задач построения эффективной системы информационной безопасности требует особой квалификации и большого опыта, который чаще всего есть только у специализирующихся на таких решениях ИТ-компаний.

Таким образом, плюсами аутсорсинга ИТ-услуг являются сокращение расходов, разделение ответственности, снижение рисков за счет большого опыта и реализации подобных проектов.

Минусом может быть риск доверия своей информации сторонней компании. При этом очень важно при выборе поставщика услуг ориентироваться не на «серых лошадок», а на крупные и давно работающие на рынке компании. Их репутация стоит намного дороже выгод, которые можно получить от разглашения конфиденциальной информации клиента.


Возврат к списку

Подписаться на новости


Закажите семинар по ИТ-аутсорсингу