Нужна ли ИТ-концепция для малого и среднего бизнеса?

29.09.2008

Михаил Орешин

Если спросить собственника или управленца, сколько лет будет существовать предприятие, он, скорее всего, назовет срок более длительный, чем 10-20 лет, оговорившись, правда, "...если ничего не изменится в стране". А как будет выглядеть ваша информационная система года через три? В большинстве средних и даже крупных предприятий четкого ответа на этот вопрос дать не смогут. Как правило, имея представление о том, куда движется бизнес и где он будет лет через пять, менеджеры упускают из виду многие инфраструктурные вещи, в том числе информационную систему. Избежать такой ситуации можно, если подготовить концепцию развития информационной системы.

Проблемы предприятий схожи. Унаследованные старые системы, сложность интеграции, разные решения в различных отделах, узкие места, мешающие нормальному течению бизнес-процессов. ИТ-отдел зачастую выступает в роли аварийно-спасательной команды, которая исправляет то, что было в прошлом. Задача ставится перед ИТ-отделом в последний момент, и сотрудники вынуждены действовать по "фактической погоде", занимаясь оперативным поиском выхода из той или иной ситуации. Времени на консультацию с коллегами, обсуждение возникшей проблемы частенько не хватает. Поэтому не всегда удается найти оптимальный вариант решения задачи, гарантирующий как можно меньше проблем в будущем.
Не случайно именно по этой причине компании все чаще обращаются с просьбой помочь им написать концепцию развития информационной системы на среднесрочный период (от пяти лет и больше). При этом особое внимание они уделяют тому, чтобы выяснить, какие сервисы могут понадобиться компании (ее бизнесу) в ближайшей перспективе, какие решения следует предусмотреть, чтобы успешно решать задачи, которые, вероятно, возникнут в будущем. Для примера перечислим слагаемые ИТ-концепции в плане инфраструктуры.

Базовая инфраструктура:
- сетевая инфраструктура: моделирование, политики использования, рекомендованные оборудование (как правило, перечень вендоров) и решения для дополнительных офисов;
- серверная инфраструктура;
- базовые инфраструктурные службы: служба каталогов, политики репликаций, рекомендованные СУБД, файловые и терминальные службы. Сервисы телефонии;
- службы обеспечения совместной работы: политики, электронная почта, службы обмена сообщениями, совместной работы над проектами;
- система работы с документами. Система электронного документооборота. Службы создания и управления процессами. Ввод данных. Архив. Поиск.

Защита информации:
- основные службы. Моделирования. Политики. PKI. Аутентификация;
- шифрование внутренних ресурсов и защита передачи данных между офисами и удаленными сотрудниками;
- защита от вторжения, несанкционированного доступа, вредоносного кода. Службы оповещения;
- контроль и защита утечек по различным каналам коммуникации. Политика конфиденциальности данных. Обучение;
- архивация и резервное копирование;
- решения "мобильный офис", "стационарный офис";
- отказоустойчивость;
- катастрофоустойчивость;
- уничтожение информации.

Структура поддержки пользователей и сервисов. Регламенты и инструкции.
Рекомендации по базовому и специализированному клиентскому программному обеспечению.

Описав все базовые сервисы с рекомендациями по использованию сервисов, в будущем для решения текущих задач можно обращаться именно к этому документу. Важно, что не все предусмотренное концепцией развития должно присутствовать уже сейчас. Например, сегодня компания не имеет ни одного филиала, но заранее может быть известно, каким образом будет обеспечено их подключение.
Следует отметить, что пересматривать концепцию имеет смысл не чаще, но и не реже чем раз в год. При ее написании и утверждении имеет смысл включать в рабочую группу внешних консультантов. С одной стороны, никто лучше собственника или управленца не знает собственный бизнес и вектор его движения, с другой - именно консультанты видят, что именно происходит на ИТ-рынке, они же внимательно отслеживают тренды.

Источник: Connect! Мир связи, №9, 2008


Возврат к списку

Подписаться на новости


Закажите семинар по ИТ-аутсорсингу


Аутсорсинг

Обеспечим безотказную работу вашей ИТ-инфраструктуры

Консультация и заказ

                

Решение для банков

Фильтрация web-трафика и потока электронной почты, защита от утечек информации и поведенческий анализ в едином решении для банков от 500 ПК.

Комплексное решение реализовано на базе продуктов и технологий компании Forcepoint, ранее известной как Websense, и решает следующие задачи:

  • защита от атак и вредоносного кода по сетевым каналам
  • защита периметра сети компании
  • безопасное использование веб ресурсов, защита от фишинга
  • защита от спама
  • защита от утечек данных, инсайдеров
  • оптимизация рабочего времени сотрудников
  • единая панель управления

Комплексный подход – это:

  • решение разных задач по информационной безопасности продуктами одного производителя,
  • оптимизация затрат на безопасность,
  • учет и контроль приобретаемых лицензий на продукты.

Пример внедрения комплексной системы фильтрации корпоративного трафика